В Госдуму вновь внесен законопроект о запрете применения ст. 210 УК РФ в отношении бизнеса

27.09.2019 года депутат Государственной Думы Рифат Шайхутдинов вновь внес законопроект «О внесении изменений в ст. 210 УК Российской Федерации» в Госдуму.

Напомним, что ранее депутат Р.Г. Шайхутдинов 24.06.2019 года уже вносил проект изменений в ст.210 УК РФ в Госдуму. На указанный законопроект уже поступил отрицательный отзыв Правительства РФ и 26.06.2019 года законопроект был возвращен депутату Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

Законопроектом  предлагается исключить возможность дополнительного вменения статьи 210 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию преступного сообщества, при квалификации действий подозреваемых или обвиняемых по ряду статей УК РФ о преступлениях в сфере экономики без обязательного указания на их совершение в сфере предпринимательской деятельности в целях недопущения злоупотреблений со стороны судебно-следственных органов.

Автор законопроекта отмечает, что в России сложилась и широко распространена практика необоснованного применения органами предварительного следствия и судами ст. 210 УК РФ, когда широкое толкование данной статьи позволяет органам предварительного расследования искусственно обвинять в создании преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней) лиц, создавших или учредивших юридическое лицо и подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, совершенных при осуществлении ими предпринимательской деятельности. В свою очередь предъявление дополнительного обвинения по ст. 210 УК РФ учредителю, руководителю или иному лицу, обладающему управленческими полномочиями в организации, которая лишь формально подпадает под признаки преступного сообщества ввиду наличия в ее внутренней структуре самостоятельных подразделений или отделов, позволяет правоохранительным органам внешне строго в рамках закона обходить прямой запрет, установленный ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, и применять в отношении указанных лиц меру пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, учитывая, что преступления, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 210 УК РФ, относятся к категории особо тяжких преступлений, их дополнительное вменение подозреваемому или обвиняемому практически исключает вероятность избрания иной меры пресечения и дает возможность содержать указанных лиц под стражей до полутора лет (до окончания предварительного расследования) и свыше 6 месяцев (в период судебного производства). Такое расширительное толкование нормы Уголовного кодекса РФ также позволяет привлекать к уголовной ответственности бенефициарных владельцев юридических лиц в случаях, если не удается собрать достаточное количество доказательств их причастности к основным преступлениям, в которых обвиняются руководители (или номинальные руководители) организации, поскольку сам факт их участия в создании и регистрации юридического лица формально образует состав преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ.

На объективность и значимость сложившейся в правоприменительной практике вышеуказанной проблемы и необходимости ее скорейшего разрешения ранее также указывал и Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Юрьевич Титов, который направил Президенту РФ предложение о включении в примечание к ст.210 УК РФ норм, исключающих ее применение к лицам, привлекаемым к уголовной ответственности по ст.159-159.6 УК РФ и главе 22 УК РФ (за исключением ст.186 УК РФ).

Президент РФ Владимир Владимирович Путин также поддерживает мнение о недопустимости необоснованного применения ст. 210 УК РФ по отношению к представителям бизнеса. В ходе состоявшейся 20 июня 2019 года прямой линии глава государства подчеркнул, что «Сегодня юридическая техника такова, что под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой организации, где кто-то из членов совета директоров замешан в нарушении закона. Это недопустимо, над этим нужно поработать и внести изменения в закон».

Предлагаемый проект Федерального закона направлен на формирование благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, а также на создание дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.

Вместе с тем, согласно ранее представленного отзыва, Правительство РФ не согласно с законопроектом, полагая, что предпринимательская деятельность может служить формой маскировки преступных деяний, когда юридическое лицо изначально создается для совершения таких преступлений, как мошенничество, незаконная банковская деятельность, незаконная деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления, рейдерских захватов путем принуждения к совершению сделок либо отказу от их совершения.

Адвокат Коллегии «Гриб, Терновцов и партнервы»
Ярослав Колоколов

Поделиться новостью
На печать...