Штрафы за «среднюю» скорость могут отменить

Во многих  регионах России сейчас работают системы видеонаблюдения, которые фиксируют скорость автомобиля на протяжённом участке, измеряя так называемую «среднюю скорость».  В случае если средняя скорость превышает установленную скорость движения,  на водителя налагается административный штраф по статье 12.9 КоАП РФ.  Многие автомобилисты уже получали штрафы за превышения скорости, зафиксированные с помощью таких видеокамер.  Но насколько законны такие штрафы?

Ни в ПДД, ни в КоАП нет понятия «средней скорости». Кроме того, с помощью видеокамер, измеряющих скорость на протяженном участке дороги, нельзя установить и зафиксировать  место, время, точную скорость объекта, что исключает доказанность события административного правонарушения.

К такому выводу пришел Верховный суд РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, за превышение скоростного режима (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 7 октября 2019 г. N 36-АД19-3).

В рассматриваемом деле нарушение было зафиксировано с применением технического средства работающего в автоматическом режиме, имеющего функции фотовидеофиксации «Бумеранг BG0001/17-8».

Верховный Суд отменил вынесенные по делу судебные акты, которыми было оставлено в силе постановление должностного лица о привлечении собственника автомобиля к административной ответственности, дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.  При этом Верховный Суд указал на то, что  судебными инстанциями не учтено, что  к событию административного правонарушения относится время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» — в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящей жалобы).

Поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является длящимся, в постановлении должно содержаться точное время совершения правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения считается место совершения противоправного действия независимо от места наступления последствий.

Однако в рассматриваемом деле должностным лицом точное время и место совершения административного правонарушения не установлено, в постановлении от 20 августа 2018 года указана средняя скорость движения его транспортного средства, что не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание отдельного участка автодороги в качестве места совершения административного правонарушения является недопустимым, в том числе с учетом того, что на данный участок автодороги может распространяться юрисдикция разных судов.

Из постановления должностного лица следует, что превышение скорости установлено путем вычисления средней скорости движения транспортного средства. При этом судебными инстанциями не проверялись доводы заявителя о том, что принадлежащее ему транспортное средство могло двигаться по иному маршруту, равно как не получили оценки доводы о том, что часть времени транспортное средство могло не двигаться (быть припарковано), а участок автодороги между установленными камерами преодолеть с большей скоростью, чем указано в постановлении должностного лица (115 км/ч), что означало бы наличие состава административного правонарушения, предусмотренного иной частью статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку данные обстоятельства судебными инстанциями исследованы не были, надлежащую оценку в вынесенных по настоящему делу судебных актах не получили, такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Следует отметить, что еще в июне 2018г. на рассмотрение ГД РФ внесен законопроект № 494136-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения условий привлечения к административной ответственности», который предусматривает отмену штрафов за превышение средней скорости движения, рассчитанной по данным с нескольких камер по времени и координатам (https://sozd.duma.gov.ru/bill/494136-7). 11.12. 2019г. законопроект принят в первом чтении.

Адвокат Коллегии адвокатов «Гриб, Терновцов и партнеры»
Пузанова Татьяна

 

 

 

Поделиться новостью
На печать...